Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Полевского городского округа

"Средняя общеобразовательная школа №20"

Сложности перехода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пешеход переходного возраста

Несмотря на постоянное снижение числа ДТП в течение последних 10 лет, уровень травматизма в результате автомобильных аварий остаётся высоким. Наиболее уязвимыми среди участников дорожного движения остаются пешеходы, и в особенности дети.

С 2008 по 2014 г. число несовершеннолетних пострадавших было стабильно высоким, причём наибольшее количество ДТП произошло с детьми-пешеходами в возрасте 10-15 лет. В 2015-м ситуация несколько изменилась, и уровень смертности и ранений на дороге для этого возрастного сегмента снизился почти на 15 процентов. Однако цифра в этой графе остаётся тревожной: погибших – 311, раненных 10169 (из общего количества аварий с детьми от 0 до 16 лет – 19549).

Различие опасных и безопасных ситуаций для детей переходного возраста связано с высоким значением личностных характеристик и нечётким пониманием значимости таких факторов, как возбудимость, самоутверждение, ответственность и социальная смелость, которая во многом предопределяет поведение ребёнка, блокируя страх и вызывая необоснованные положительные эмоции. В частности, на дороге в группу риска попадают дети с недостаточным самоконтролем или высоким уровнем внешнего контроля: обычно это 10-11 лет, когда ребёнок только-только начинает учиться самостоятельности.

С одной стороны, в это время у юного пешехода реализуется биологическая особенность – удовлетворить исследовательскую потребность в различных жизненных ситуациях. Но с другой стороны, дети всё ещё «оглядываются» на взрослых: не стремятся к «острым ощущениям» и так справляются с задачей определения опасных дорожных ситуаций. Поэтому для этой возрастной группы эффективным будет обучение ПДД посредством исключительно положительной модели, которую даёт родитель (взрослый). Вот несколько простых поведенческих моделей:

- по тротуару следует двигаться как можно дальше от проезжей части;

- перед переходом посмотреть налево, направо и снова налево;

- переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора, на безопасном пешеходном переходе.

Сложнее обстоят дела с возрастом 12-15 лет, когда ребёнок, как правило, уже имеет некоторый опыт самостоятельных действий. Подросток оценивает дорогу в сравнении с другими возможными опасными территориями как вполне знакомую (менее опасную, менее непредсказуемую) среду. И здесь можно посоветовать демонстрировать подросткам реальные картины. Это может быть статистика в графиках, фото и видеоролики, в которых рушится привычная «модель предсказуемых действий». Хорошо запомнятся подростком обучающие и игровые фильмы, участие в экспериментах, расчётах, аналитических исследованиях, сравнениях и т.д. В отличие от более младшего возраста, в 12-15 лет ребёнку важно увидеть доказательную базу, а не просто прочитать сводку правил из учебника ОБЖ.

В этом возрасте дети (особенно мальчики) склонны к риску и «острым ощущениям». Этим, в частности, объясняется их интерес к компьютерным играм, способным поднять уровень адреналина, например, в игре «Беги или умри», где герой должен перебежать дорогу как можно ближе к проезжающим машинам. Оговоримся сразу, что наш экспертный центр не рекомендует играть в эту игру и напоминает, что недавно уполномоченная по правам ребёнка при президенте Анна Кузнецова обратилась к начальнику Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Виктору Нилову с просьбой проверить информацию о том, что эта игра побуждает подростков в реальной жизни перебегать дорогу вблизи приближающихся автомобилей.

Как было сказано выше, по своим биологическим особенностям ребёнок-подросток личным примером взрослого обучается трудно. Однако у него, в отличие от более младших детей, лучше развивается интерес к теме БДД. Обращайте его внимание на модные аксессуары (световозвращающие элементы, средства защиты), на изучение экзаменационных билетов как на будущую перспективу – катание на скутере или мопеде (как вариант, долгосрочная подготовка к овладению навыками управления мотоциклом или автомобилем).

Безусловно, задача предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма – это обязанность не только родителей, но и власти и общественных инициатив по профилактике БДД. Сегодня, в рамках поручения президента РФ Владимира Путина от 14 марта 2016 года, в нашей стране реализуется большое количество программ по сокращению числа участников и жертв ДТП среди детей и принимаются исчерпывающие меры по предотвращению случаев их смерти и ранений на дороге. Одна из таких программ была разработана недавно Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД РФ и экспертным центром «Движение без опасности» – «Сложности перехода», где с помощью широкомасштабных мероприятий, адаптированных для разных возрастных групп, до конца марта проводится профилактика в том числе и детского дорожного травматизма в 10 регионах РФ. В ближайшее время стартует ещё одна масштабная целевая профилактическая и образовательная деятельность на базе специальных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (автогородков). Она будет реализована в 10 регионах (Владимирская, Ярославская, Костромская, Тульская, Смоленская, Тамбовская, Воронежская, Калужская, Ленинградская области, Республика Хакасия) и за 2 года задействует 30 субъектов РФ.

 

Урок, который пригодится

Как подготовить детей к безопасному участию в дорожном движении? Какие средства при этом хороши и почему важно обращать внимание не только на заучивание правил, но и на формирование навыков и привычек? Об этом – в статье «Движения без опасности», подготовленной в рамках проекта «Сложности перехода», который реализуется Госавтоинспекцией МВД России и Российским союзом страховщиков.

Из статистики за 2016-й год следует, что из 20308 погибших в результате дорожно-транспортных происшествий 710 – дети до 16 лет. Если же говорить о раненых детях, то их число почти в 30 раз больше: за прошлый год пострадал 20621 ребёнок. И хотя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатели по погибшим и раненым несколько уменьшились, безопасность юных граждан на дорогах России до сих пор остаётся тревожной проблемой, требующей особого внимания и большой работы.

В середине прошлого века была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, на которую по сей день принято опираться как на модель для исследований: «Первое детство» – от 4 до 7 лет, «Второе детство» – примерно от 8 до 12, «Подростковый возраст» – это 12 – 16 лет. Мы тоже возьмём эти интервалы за основу наших уроков безопасности.

Итак, первое детство

Или дошкольники. В это время ребёнок полностью зависим от взрослого, а точнее – от старших членов семьи. Именно их действия формируют модель поведения и нравственные установки градации «можно-нельзя». Обучая ребёнка в возрасте 4-7 лет правилам поведения на дороге, озвучивайте только понятные, недвусмысленные правила:

- Дорогу можно переходить только, когда загорается зелёный свет пешеходного светофора;

- Всегда держи меня за руку на дороге;

- Нельзя передвигаться по пешеходному переходу на самокате (велосипеде, санках);

- Никогда не перебегай дорогу в неположенном месте и т.д.

Любая система образования нацелена на работу от элементарного к сложному: сначала ребёнок учит натуральные числа, потом дробные, потом отрицательные, рациональные и так далее. Так вот «первое детство» – это время выучить натуральные числа – те правила, без которых на дорожное полотно вообще выходить нельзя: «зебра», «светофор», «милиционер», «автобусная остановка», знаки перехода проезжей части.

Отличный способ запоминания в этом возрасте – игры. До 7 лет лучше использовать несложные режиссёрские или сюжетно-ролевые игры: предложите детям сыграть в «Переход по правилам», где участники делят роли водителя, пешехода и регулировщика (светофора) и читается какой-нибудь лёгкий стишок, например, такой:

Красный свет сияет строго:

Это значит, мы стоим!

Свет зелёный – нам дорога!

Мы идём, но не бежим!

Дидактические игры тоже могут быть вполне применимыми (лото с дорожными знаками), но они не должны быть продолжительными. Также вполне неплохой вариант – мультфильмы или раскраски.        

Второе детство

В 8-12 лет основные правила дорожного движения ребёнку должны быть уже известны, т.к. в этом возрасте дети не всегда находятся рядом с родителями (да и вообще со взрослыми). Теперь основной задачей уроков БДД становится прививка чувства ответственности. Ответственности за свою жизнь и за жизнь других участников дорожного движения. Отводите больше времени для наблюдения: образов, динамики реальной дорожной обстановки. Не пренебрегайте практическими тренировками. Также в этот период очень важна роль школы: поинтересуйтесь, какая программа по БДД предусмотрена у вашего ребёнка в классе. Возможно, вы выстроите свои уроки безопасности с учётом текущей учебной программы.

Обычно ДТП по вине детей данной возрастной категории происходят из-за невнимательности и отсутствия навыка наблюдения. Но это не значит, что дети совсем не замечают приближающейся опасности (хотя, безусловно, это частая причина аварий): дело в том, что им очень сложно правильно определить скорость движущихся машин, направление их движения и т.д. Приобретайте эти знания с помощью онлайн-игр, например, или просмотра обучающих фильмов.

Выучить правила дорожного движения можно и при помощи психологического приёма – договора: «Если ты выучишь главу 4 ПДД («Обязанности пешеходов»), то я подарю тебе на день рождения велосипед (скейтборд, мопед)». Конечно, предмет договора каждый взрослый может выбрать в соответствии со своим желанием и возможностями.

К 8 годам ребёнок готов к расширению кругозора: водите детей на экскурсии, исторические и рассказывайте им про любопытные факты из «жизни» автомобилей и дорог: кто придумал дорожные знаки, для чего автомобилю нужен номер и т.д.

Подростковый возраст

Трудности этого периода всплывают на поверхность тогда, когда в более младшем возрасте мы мало уделили внимания механике поведения на дороге. Собственно, подросток – это уже практический и полноправный участник дорожного движения: абсолютно все правила дорожного движения он уже обязан знать. К 12 годам наша основная цель давать уроки БДД в комплексе с тайм-менеджментом. Ведь безопасность дорожного движения оправдывается в полной мере только тогда, когда его участник обладает достаточным количеством времени. И в данном случае не важно, пешеход он в этой системе координат или водитель.

Ещё очень важно сотрудничать с ГИБДД. Сотрудник Госавтоинспекции может остановить вашего ребёнка при переходе дороги в неположенном месте. Или сделать ему замечание за езду на велосипеде в неположенном месте. Если это произошло, не пытайтесь вступиться за родимое чадо. Возможно, это будет ему лучшим уроком на всю жизнь. После него подросток уже точно сто раз подумает, прежде чем нарушить правила снова. Поддерживайте пропаганду ГИБДД в вашем городе: предлагайте ребёнку откликнуться на призывы поучаствовать в социальных кампаниях, тестах и конкурсах. Объясняйте, что все эти мероприятия необходимы как уроки жизни, которые точно окажутся ненапрасными. 

Способность делать что-то с помощью приобретённых знаний и опыта, составитель одного из самых известных толковых словарей С.И. Ожегов называет «умением». Формируйте в своих детях умения пользоваться правилами дорожного движения и следите за нашими статьями и кампаниями: они сделают ваши уроки БДД полезными и увлекательными.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"